Мозг — это не чердак

который можно захламить. Чем шире ваш кругозор, тем больше информации вы впитываете из окружающей информационной среды, формируя всё новые и новые логические связи. Накопление знаний ощутимо улучшает качество жизни
как показатель качества жизни можно использовать Индекс человеческого развития ООН. При его подсчёте учитываются 3 вида показателей:
 — ожидаемая продолжительность жизни
— уровень грамотности
— уровень жизни, оценённый через валовой национальный доход на душу населения
Индекс человеческого развития, Wiki
Изучая историю России, даже банальный просмотр телевизора превращается в интеллектуальное развлечение. Стыдно сказать, но ещё в начале 2018-ого я не понимал, почему Россия празднует день Народного единства 4 ноября. Собственно, это вопрос меня так не волновал, чтобы я полез в интернет на поиски ответа. Только недавно, когда в очередной раз услышал эту дату, мой мозг обратил на неё внимание. На тот момент у меня уже был приличный багаж знаний по истории в виде более четырёхсот значимых событий. Мгновенно и без каких-либо усилий, потраченных на концентрацию внимания, я опознал в этом празднике день освобождения Москвы от поляков, во времена польско-литовской интервенции. Но обычно на этом не заканчивается, и ты захватываешь ещё несколько событий того времени, чтобы понять контекст. Мозг делает это «на автомате», ему интересно разобраться в причине. Внутри уже все сохранено, остаётся только связать события между собой, выстроить красивый узор.
— Не грусти, — сказала Алисa. — Рано или поздно всё станет понятно, всё станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем всё было нужно, потому что всё будет правильно.
Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»
Похоже на поиск информации в интернете, только гораздо приятнее. Знакомая дата становится спичкой, которая может неожиданно разжечь в тебе интерес. Чем больше и основательнее базовая структура знаний, тем больше таких волшебных спичек встречается в повседневной жизни.

Но вы скажите, что пример с Днем народного единства весьма легкий, многие его знают и будете правы. Следует привести несколько примеров посложнее. Хорошо. Когда я спросил одного из своих учеников — почему профессиональный праздник органов государственной безопасности РФ отмечается 20 декабря? Немного подумав он ответил, что скорее всего это день создания ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии), в главе которой стоял Феликс Дзержинский. «Она была создана после вооруженного сопротивления становлению советской власти в Москве 27 октября — 3 ноября 1917, по инициативе Ленина. Это случилось после событий октябрьской революции» — продолжил он. Когда слышишь такой ответ становится понятно, что человек не просто зазубрил даты, он способен рассуждать, рассматривать их в контексте истории, понимать почему случилось то или иное событие.

Или например, недавно я спросил у своей ученицы почему 12 июня это День России. Ей кстати 14 лет.
 — Ну, Ельцин стал президентом РСФСР 12 июня 1991-ого года.
 — Близко, но — нет!
 — Ааа, 12 июня 1990-ого года была принята декларация о суверенитете РСФСР!
 — Вот именно! Молодец!
Радость узнавания
Дэмьен Хёрст
(одна из его «точечных» работ на фоне)
Каждый раз, когда случается такое озарение: «Ааа, это же!», на лице человека легко заметить удовольствие, которое он получает от своих знаний. Я бы даже назвал это радостью узнавания.

Кстати, современное искусство беспощадно эксплуатирует эту особенность нашего мышления. Художники всеми способами пытаются привлечь внимание зрителя и в первую очередь своим уникальным стилем, который красной нитью проходит по каждому произведению. Если один раз ознакомиться с работами Дональда Джадда, Дэмьена Хёрста, Джеффа Кунса, их будет уже невозможно ни с чем перепутать. Вы как бы оказываетесь в кругу посвященных, становитесь частью чего-то большего, когда узнаёте почерк полюбившегося художника на выставке или на просторах интернета.

Еще Аристотель в своей теории мимесиса утверждает, что природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания, где вид знакомого явления актуализирует связанную с ним память, рождает сопоставления, ассоциации.
Природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания, где вид знакомого явления актуализирует связанную с ним память, рождает сопоставления, ассоциации
Я хочу сказать, что от обучения вы вряд ли получите какое-либо удовольствие, это долгий и мучительный процесс, требующий внушительных трудозатрат с вашей стороны. Путь саморазвития долог и всегда связан с самоограничением, а в этом мало приятного. Наберитесь терпения, удовольствие можно получить, когда уже хорошо знаешь предмет, лишь тогда вам будет доступно прекрасное ощущение радости узнавания.
Мнемотехника
ставит процесс изучения истории с ног на голову
Урок по мнемотехнике в бутике вин «Три бокала» г. Тюмень
Однажды, я проводил мастер-класс для кавистов в местном бутике вин. Ребятам приходится запоминать много информации о вине, сортах винограда и им было интересно как можно облегчить этот процесс. На моём базовом тесте нужно было запомнить последовательность из 20 картинок. Из всех присутствующих выделился один интересный молодой человек, показавший очень хороший результат. Он запомнил больше всех картинок плюс точно знал, какого цвета был галстук на попугае и сколько панелей было на крыше домика.

На первый взгляд это кажется абсурдным, ведь парень в разы усложнил себе задачу, но на самом деле так и работает наша память. В то время как все пытались запомнить последовательность образов, он создавал дополнительные связи запоминая подробности, тем самым повышая шансы того, что мозг расценит эти глупые картинки, как важную информацию. Человек не использующий специальные техники запоминания инстинктивно подобрал ключик к своей памяти.
Для лучшего запоминания следует обращать внимание на подробности
Школьные уроки истории по сути так и устроены. Запоминать даты сложно и долго, их надо много повторять. Мозг плохо усваивает информацию в виде цифр, поэтому хорошие учителя стараются чаще повторять наиболее важные даты, рассказывать увлекательные факты или истории, которые могут заинтересовать учеников.

Мнемотехника ставит процесс изучения истории с ног на голову! Ученик владеющий техниками запоминания начинает как раз таки с самого сложного. Он учит всю хронологию событий, плетет прочную, красивую сеть из визуальных образов. И только после этого обогащает эту сеть знаниями. Такой подход имеет два существенных плюса, это затраченное время на усвоение просто гигантских объемов информации и точность воспроизведения материала. Что касается заинтересованности в изучении предмета с помощью мнемотехники, то я всегда считал, что лучшей мотивацией служит полученный результат. Ребята с которыми я занимаюсь учат до 50 дат за одно занятие и допускают одну-две ошибки в конце. Разве может быть лучшая мотивация?

Не хочу утверждать, что выученных шестьсот дат достаточно, чтобы стать знатоком истории и супер-умным. Просто замечу, что такие виды культуры человека как: изобразительное искусство, архитектура, художественная литература, музыка, театр и наконец общество в котором мы живём невозможно понять вне контекста истории. Просторы познания безграничны. Как сказал один умный человек ещё в древние времена — нам может надоесть всё, кроме понимания.
А что насчёт чердака?
Прав ли Шерлок Холс, как вы думаете?
тренер по развитию памяти
Евгений Станичников
Убеждён, что память это не дар, а результат эффективных тренировок.
Не верю, что мозг работает на 10 или сколько там процентов; что правое полушарие творческое, а левое логическое; что пальчиковая гимнастика развивает память.
КОММЕНТАРИИ